Загрузить еще

«Мы находим талант у ребенка уже в 6 лет!» ФОТО

«Мы находим талант у ребенка уже в 6 лет!» ФОТО
Фото: Смотр художественных талантов. Справа - Михаил Чембержи

С ректором Киевской детской академии искусств Михаилом Чембержи я познакомилась в Совете Европы в Страсбурге, куда он привез выставку рисунков своих воспитанников. На моих глазах строгие парламентарии всех стран восторгались работами юных украинских художников и даже просили их продать. Но Михаил Иванович серьезно отвечал, что все права собственности принадлежат авторам и только они могут решать судьбу своих произведений. Я восприняла это как некое кокетство: какой нормальный ребенок откажется от 500 евро за акварельку? Но Чембержи настаивал, что с таких мелочей как раз и начинается уважение к авторскому праву и творческому труду художника. 

Конечно, в Киеве мне захотелось увидеть учебное учреждение, где так относятся к детям. Тем более что львиная доля детей киевских знаменитостей постигают грамоту именно там. А родители с 6 лет берут на себя смелость определить их дальнейшую профессию, а значит, и судьбу. Но этот сложный вопрос оказался самым простым. 

Карьера с шести лет 

- Дело в том, что мы сначала принимаем детей в подготовительную школу, уважая рекомендацию родителей. Но, изучив его способности и желания, можем выдать свой вердикт, например пойти учиться в другую специализированную школу, может быть, и физико-математическую. Одна из бед современной педагогики в том, что она не всегда знает, как раскрыть врожденную гениальность ребенка. Это серьезное научное направление, над которым мы работаем. Здесь важна ранняя профессиональная деятельность наших юных студентов. Они работают в театрах, снимаются в кино, участвуют в выставках, иллюстрируют учебники... Мы ничего не откладываем на потом. Дети делают карьеру с 6 лет, работая рядом с выдающимися мастерами. 

Михаил Иванович приглашает нас пройтись по академии. На каждом этаже - выставки педагогов и их учеников, соседствующие на одних стенах. Учебное заведение напоминает картинную галерею. Снизу доносится органная музыка. Рядом с нами пробегают малышки в гимнастических купальниках, делают изящный реверанс и стайкой убегают на боковую лестницу. В холле на этаже стоит красавец белый рояль. Заглядываем в классы. В каждом - больше десятка компьютеров последней модели. В одном из них художники создают графику. Как выпускница советской художественной школы я прихожу в недоумение: ведь всегда главным орудием мастерства были бумага и краски! Но учительница приводит неожиданный аргумент: оказывается, у творческого человека больше развито правое полушарие мозга, а работа на компьютере активно развивает левое, отвечающее за логику. Уроки живописи здесь в почете, но и современным технологиям - зеленая улица. А еще здесь учат делать комплименты. 

- Да, это один из наших постулатов, - улыбается Михаил Иванович, - но у нас говорят комплименты только представительницам прекрасного пола, мужчинам - нет, я запретил. 

Капсула желаний и 300 Дедов Морозов

Чембержи мне напоминает Деда Мороза, переодетого в деловой костюм: колоритный, большой, с розовыми щеками и широкой улыбкой. Дети его не боятся, весело здороваются. А он постоянно что-то для них придумывает. Под Новый год устроил акцию - на диск записал послание детей гражданам ІІІ тысячелетия вместе с их сокровенными желаниями и закопал капсулу во дворе академии. А после юных студентов, преподавателей и гостей встречали 300 Дедов Морозов! Еще каждый курс высаживает в скверике свой каштан как символ своего первого учебного года...

- Ребенок - маленький человек, - рассказывает Михаил Иванович. - Самое важное - приучить его работать, и у нас найдены замечательные мотивации: конкурсы, фестивали. Один из главных лозунгов: «Успех - праздник вчерашнего дня, а неудачи - прелюдия неизбежного успеха».

В академии приветствуется игра на органе

- Почему они у вас не ученики, а студенты?

- Знаете, ребенок уже в 6 лет должен понимать, что он учится в высшем учебном заведении и несет ответственность за свои знания и за стипендию, которую может получить. Нельзя беспрерывно жаловаться на государство, нужно искать свои пути, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным в этом жестком мире. 

- А как разрешаете детские конфликты? 

- У нас есть специалисты, которые умеют найти путь к каждой детской душе. Регулярно приглашаем к себе детей-инвалидов, делаем выставки их работ. И у наших детей никогда бровь не поднимется, даже если они видят серьезные физические отклонения. Они общаются с ними, как с коллегами. 

Развитию Украины мешает культ трудовой книжки

- И с вами тоже - как с коллегой? 

- Конечно. Видите, ни на одной двери нет регалий преподавателей, хотя у нас по десять народных и заслуженных на квадратный метр. Важный момент в моей работе - сотворчество. Выпуская книги, многие издательства пользуются работами наших юных художников. Вот вышла «Моя абетка». Поэт написал стихи, я - сольфеджио, а рисунки взяли детские. Ноты я сделал цветными, чтобы они соответствовали колориту рисунков. И вот пришел ко мне мой восьмилетний коллега и сделал замечание: «Колористика моего рисунка не совпадает с метроритмом вашего сольфеджио». Я был потрясен, как хорошо он сказал. Я, конечно, правильно все написал, но все-таки послушался его совета. Он потом полгода ходил и торжествовал. Эти маленькие уроки важны, чтобы дети понимали: творчество - не баловство, а уважение к ним - не провинциальная театральная акция.

- А проблемы у вас есть?  

- Еще бы! Например, существующий в нашей стране культ трудовой книжки. У нас работает много выдающихся людей. Но по ряду объективных причин их трудовые книжки лежат в других местах, а проверяющие требуют показать эти документы у нас в отделе кадров. Считаю, такая позиция государства должна быть изменена. У каждого работающего есть идентификационный код, все его заработки регистрируются. Он может работать хоть в 10 местах, где захотят воспользоваться его услугами. А так получается, что человек, который хотел бы себя попробовать в новом перспективном учебном заведении, никогда не оставит свое старое только из-за того, что там лежит его трудовая книжка и он социально защищен. 


Реверанс гостям

ВАЖНО!

Авторское право разгрузит бюджет страны

- Боюсь, дети не получат должной защиты их интеллектуальной собственности. Мы учим их составлять контракты, но авторское право нужно привести в соответствие с европейскими нормами, тогда и государству станет легче. Сейчас оно обязано всех поддержать и накормить. А если каждый будет получать деньги за то, что он умеет талантливо делать, то у государства будет другая функция - законодательно обеспечить вознаграждение творческого труда без бюджетной поддержки. Если бы мы смогли это внедрить, то дали бы детям потрясающую перспективу будущей достойной жизни. Мои коллеги за рубежом - в основном состоятельные люди. А я когда-то написал «Колыбельную», которая долгое время звучала в телевизионной программе «На добраніч, діти!». Как-то похвастался об этом своему приятелю из Мюнхена. Он воскликнул: «Ты же миллиардер! Каждый день по 3,5 минуты в эфире!» У них это сумасшедшие деньги, а у нас даже автора не называют. Меня как-то спросили, знаю ли я эту музыку. Ответил, что слышал…

Фото Елены СТАРОСТЕНКО