Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Имена заказчиков убийства Гонгадзе прокуратура назовет этим летом?

Имена заказчиков убийства Гонгадзе прокуратура назовет этим летом?
Фото: Этим летом в деле Георгия Гонгадзе должны поставить точку.

Да и в последнее время поводов для критики было больше чем достаточно, стоит вспомнить лишь закрытие уголовных дел в отношении ряда политических фигур, зависшие расследования резонансных преступлений прошлых дел.  С чем связаны обвинения в адрес ГПУ, «Комсомольской правде» рассказал генеральный прокурор Александр МЕДВЕДЬКО.

«ВСЕМ БЕГЛЕЦАМ СТОИТ ВЕРНУТЬСЯ»

- Александр Иванович, после того как в отношении нынешнего министра экономики Василия Цушко (экс-министра внутренних дел) Генпрокуратура закрыла уголовное дело, некоторые политические силы заговорили, что это было сделано неспроста. Так ли это?

- Хочу вам со всей ответственностью сказать, что дело возбудили без надлежащей проверки. Да и ситуация была, по правде говоря, неординарная. Представьте себе: идет коллегия Генеральной прокуратуры, сидит генпрокурор Святослав Пискун, члены коллегии, тут заходят представители Виктора Ющенко и с порога нам говорят: «Собирайте вещи. Назначен новый исполняющий обязанности генпрокурора Виктор Шемчук».

Все были ошеломлены. Обычно это делалось по-другому: президент приглашал ген­прокурора и предлагал подать рапорт об отставке. А тут, оказалось, есть решение суда о восстановлении в должности генпрокурора Святослава Пискуна и в то же время есть указ президента о назначении на этот же пост Виктора Шемчука.

Пока пытались понять, что к чему, в МВД поступил сигнал о захвате Генпрокуратуры. Министр отреагировал, как и должен был, - направил спецподразделение, лично прибыл. Началась суматоха. После этого без допроса Василия Цушко вынесли постановление о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Но он не являлся на допросы: уехал из Украины и вот только во время этой президентской избирательной кампании приехал в Одессу.


Александр Медведько: - Прокуратура независима и, по моему мнению, выполняет свои функции.

Следователь вызвал Цушко, и он дал показания, которые подтвердили, что в его действиях не было состава преступления. Исходя из этого и принято решение о прекращении уголовного дела. И как бы ни связывали это с политикой - связь отсутствует.

- А каким образом оказались закрытыми уголовные дела в отношении бывшего руководителя Госуправделами Игоря Бакая? 

- Их закрывала не Генпрокуратура, а суд. Когда в 2005 году возбудили несколько уголовных дел в отношении Игоря Бакая - в основном о злоупотреблении служебным положением, подделке документов, - они практически сразу же стали оспариваться его адвокатами. На протяжении всего этого времени следствие фактически не велось, блокировалось судами. Каждый раз прокуратура вносила апелляции, доходило даже до Верховного суда - и дела снова возвращались в районный суд. И так, еще раз подчеркиваю, на протяжении пяти лет. И появилось всем известное решение Печерcкого суда, которое «похоронило» все уголовные дела. Мы снова внесли апелляцию, в удовлетворении которой в очередной раз 14 апреля сего года отказано.

- Бывший мэр Одессы Руслан Боделан, вернувшись на родину, заявил, что он чист перед Ген­прокуратурой. Как можно расценить его заявление?

- В том же 2005 году под лозунгом «Бандитам тюрьмы» возбуждено уголовное дело в отношении Руслана Боделана по ст. 364 «Злоупотребление служебным положением». Сумма ущерба, насколько я помню, была чуть более 400 тысяч гривен. Руслан Боделан в тот момент находился в России. Следователь вынес постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, объявил в розыск. Всем известно, что он жил в Санкт-Петербурге. Я всегда говорил, что без человека, так сказать, заочно, нельзя принять правильное решение.

Поэтому 22 марта этого года после изучения уголовного дела Генпрокуратура сделала вывод, что указанные постановления вынесены следователем преждевременно, поэтому их и отменили. Узнав об этом, Руслан Борисович приехал в Одессу, а его появление позволило продолжить следственные действия, чем сейчас и занимается прокуратура Одесской области. В зависимости от результатов в совокупности с другими материалами уголовного дела будет принято окончательное решение. Возможно, он  и будет привлечен к уголовной ответственности, а возможно, и нет -  это решит следователь.

- Не потянутся ли за ними другие беглецы в надежде, что и их дела закроют?

- Каких беглецов вы имеете в виду?

- Ну, к примеру, один из подозреваемых в отравлении Виктора Ющенко - бывший первый заместитель главы СБУ Владимир Сацюк, экс-министр внутренних дел Николай Билоконь…

- В отношении Владимира Сацюка уголовное дело не закрыто, а приостановлено, так как он в данный момент в России. Скажу больше: сейчас к нам поступила масса депутатских обращений, в которых ставится под сомнение законность возбуждения уголовного дела в отношении Владимира Сацюка. Это сейчас будем изу­чать и рассматривать.

Вообще-то было бы правильно, если бы все беглецы вернулись. Тогда бы мы могли поставить точку во многих уголовных делах - или направили их в суд, или закрыли, чтобы не было политического подтекста. А в отношении Билоконя уголовное дело не возбуждалось.

24 мая 2007 года. Решение Цушко послать в ГПУ «Беркут» едва не стоило ему свободы.

«ОТРАВЛЕНИЕ ЮЩЕНКО ДИОКСИНОМ БЫЛО»

- Уже известно, кто непосредственно подсыпал диоксин Виктору Ющенко?

- У нас нет данных, кто именно отравил. Это еще предстоит выяснить. Версии самые разнообразные, их нужно проверить. Я считаю, нельзя об этом говорить, пока не будет закончено следствие.

- А когда оно будет закончено?

- Я поручил курировать расследование ряда дел, в том числе и об отравлении Ющенко, моему заместителю Виталию Щеткину. Он подошел к этому серьезно и основательно. Им организовано изучение всех дел, а это десятки, а то и сотни томов. Когда он закончит, мы будем принимать решения, куда и как двигаться дальше. Надзирающий прокурор должен сам разобраться. Так что пока не выслушаю его отчет, ничего не могу сказать.

- Владимир Сивкович, возглавлявший депутатскую следственную комиссию, изучавший ход расследования, не раз заявлял, что никакого отравления не было. Так было или не было?

- Да, они заявляли, что не было отравления. Генпрокуратура не раз опровергала это. Факт отравления диоксином имел место, я это не выдумал, в материалах дела есть заключения экспертов.

- Одно из самых старых дел в производстве Генпрокуратуры - это дело по убийству Георгия Гонгадзе. Алексей Пукач задержан, дает показания, когда же оно пойдет в суд?

- По нему у нас следствие движется быстрее. Трое исполнителей уже осуждены, Пукач дает показания, которые, как я считаю, правдивы. Почему? Потому что они подтверждаются другими материалами уголовного дела - показаниями свидетелей, заключениями экспертов. И мы планируем закончить расследование этим летом.

- Единственный вопрос, который волнует всех: он назвал заказчиков преступления?

- На этот вопрос я вам сейчас не отвечу. Я не могу разглашать материалы дела. Обещаю, что в июле-августе, когда мы планируем закончить расследование, вы узнаете, будет Пукач один привлекаться к ответственности или с кем-то еще.

- Какова судьба пленок майора Мельниченко?

- Они приобщены к материалам дела. Если бы не возникли трудности с переводом, толкованием отдельных понятий, все уже было бы закончено. Сейчас проводится еще ряд фоноскопических экспертиз, чтобы уточнить все и поставить на этом точку.

- Там действительно есть ценная информация по убийству Георгия Гонгадзе?

- Есть ценная информация.

- По делу о гибели Вячеслава Чорновила следствие возобновлено. Открылись новые обстоятельства?

- Вы же знаете, есть две основные версии гибели Вячеслава Чорновила и его водителя Павлова. Первая - смерть в результате случайного дорожно-транспортного происшествия, вторая - авария подстроена специально. Было сделано много экспертиз как украинскими специалистами, так и польскими, и выводы их очень противоречивы. К тому же депутаты сделали  заявление, что и Чорновила, и Павлова после столкновения машин добивали кастетами. Мы эксгумировали тело Павлова, назначили новую судебно-медицинскую экспертизу, но результатов пока нет, обещали закончить до 25 апреля. И мы на это надеемся.

- Планируется ли экспертиза останков Вячеслава Чорновила?

- Я встречался с Тарасом Чорновилом по поводу эксгумации тела его отца. Мы долго разговаривали.

- И что он решил?

- Я не буду это комментировать. Спросите лучше у Тараса Вячеславовича.

- Не собирается ли Генпрокуратура пересматривать дела о гибели Юрия Кравченко, Георгия Кирпы, Евгения Кушнарева?

- Возвращаться к ним нет смысла, что бы кто ни говорил. В случае с Юрием Кравченко и Георгием Кирпой было самоубийство, к такому выводу пришло следствие. Евгения Кушнарева убили по неосторожности. Материалы были собраны в полном объеме, объективно и прошли все суды. Я понимаю родственников, которые не хотят верить в то, что они сами ушли из жизни либо по роковой случайности. Но факты - дело серьезное.

«ЛОЗИНСКИЙ ВИНУ НЕ ПРИЗНАЕТ И ОТКАЗАЛСЯ ОТ ДАЧИ ПОКАЗАНИЙ»

-  В конце апреля вы планируете закончить следственные действия по делу экс-депутата Виктора Лозинского, подозреваемого в убийстве. Он по-прежнему не признает своей вины?

- Да, он вину свою не признает, отказался от дачи показаний. Это его позиция и его право. У нас в достаточном количестве собраны все необходимые показания свидетелей, выводы экспертов. Больше скажу, дело практически расследовано прошлым летом, но не было только Лозинского. Спецслужбы не могли его найти. Поэтому, когда он появился, ему сразу же предъявили обвинение. Кроме него, под стражей находятся еще три человека - егерь и два сотрудника милиции. Двое освобождены под подписку о невыезде - это экс-прокурор района и бывший начальник райотдела милиции. Я уверен в том, что Виктору Лозинскому и другим фигурантам будет вынесен обвинительный приговор.

- На следователей, занимающихся этим делом, со стороны политиков не оказывалось давление?

- Нет. Ни на следователей, ни на меня никто не давил. Да, депутатские запросы были от разных политических сил, но они больше интересовались ходом расследования.

- А в принципе на Генпрокуратуру сейчас не оказывается давление?

- Нет, никто не давит. Прокуратура независима и, по моему мнению, выполняет свои функции. Где-то нормально, где-то с недостатками. Но их нет только у тех, кто ничего не делает.

«СВЕЖАЯ КРОВЬ» НУЖНА, НО ОНА НЕ ДОЛЖНА ЛИТЬСЯ»

- В прокуратуре Киева появился новый руководитель, планируете ли вы еще какие-то кадровые изменения?

- Они уже произошли. Я назначил Евгения Блаживского своим заместителем, на его место, я считаю, пришел очень профессиональный и принципиальный прокурор Юрий Ударцов. Назначен новый прокурор АР Крым, Закарпатья, а также города Севастополя. В принципе я сторонник стабильности кадров. Конечно, «свежая кровь» нужна, но она не должна литься. Так постепенно, по капельке должна вливаться.

На месте гибели Вячеслава Чорновила, на трассе под Киевом, установлен казацкий крест.

- Единицы из сотрудников прокуратуры попадаются на злоупотреблениях. Это говорит о том, что в вашем ведомстве работают кристально честные люди?

- О кристальной честности не хочу говорить. Мы тоже частичка общества, а оно оставляет желать лучшего. Я говорил руководителям Службы безопасности и МВД и буду говорить, что не собираюсь защищать своих подчиненных, занимающихся вымогательством денег. Мы в прошлом году привлекли к уголовной ответственности 16 сотрудников прокуратуры. В этом году, к сожалению, уже пять человек.

Последний пример: в Запорожской области возбуждено уголовное дело в отношении работника районной прокуратуры, а также четырех сотрудников прокуратуры в Винницкой и Киевской областях. К сожалению, за взятки и злоупотребление служебным положением. Мы стараемся минимизировать подобные проявления, но жизнь есть жизнь, она диктует свое. В этом году за первый квартал привлечено к уголовной ответственности 158 сотрудников правоохранительных органов. Подавляющее большинство - сотрудники милиции.

- История с недвижимостью за границей вашего заместителя Александра Шинальского не лучшим образом сказалась на имидже Ген­прокуратуры…

- Я так не считаю. Были проведены проверки, и никаких злоупотреблений служебным положением, которые бы послужили основанием для возбуждения уголовного дела, не найдено. Да, были моменты, связанные с его деятельностью в Ассоциации прокуроров Украины, но в данном случае больше было политики. Когда эта шумиха поднялась, он написал рапорт и ушел с должности. Сейчас занимается преподавательской деятельностью.

- Но, насколько мне известно, депутаты собирали материалы и на других ваших заместителей…

- Да, и это не секрет. Проведены проверки, и факты злоупотреблений со стороны Виктора Кудрявцева, Рената Кузьмина не нашли подтверждения. Чего греха таить, есть много злопыхателей, которым, скажем, не понравилось какое-то решение, принятое заместителем, и тут же разворачивается кампания против человека. Идет поток жалоб, обращений. От этого никто не застрахован.

«НАС ИНОГДА КРИТИКУЮТ, ЧТО МЫ БЬЕМ ТОЛЬКО ПО НИЗАМ»

- КРУ и МВД проводят проверки министерств по соблюдению бюджетного, налогового законодательства, по вопросам целевого использования средств, хищения денег и так далее. По их материалам уже возбуждены уголовные дела?

- Проверки проходят, но еще ни одного акта к нам не поступило. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением в отношении руководителей АКБ «Киев», которые, действуя  в интересах ряда коммерческих структур, незаконно составили договоры мены и переуступки права требования, чем причинили ущерб банку на 161 млн грн. Направили в суд ряд уголовных дел в отношении нескольких коммерческих структур, которые занимались расхищением средств. Нанесли ущерб государству на  360 млн грн., а уклонение от налогов составляет 136 млн грн.

Приоритеты, которые расставил президент, -  это борьба с бедностью и коррупцией. А с бедностью как можно справиться? Нужно наполнить бюджет. Как? Платить налоги. В этом году мы уже направили в суд 520 уголовных дел, связанных с коррупцией. В Днепропетровской области руководитель филиала банка украла 10 млн гривен, 7 млн уже возвратили. На днях возбудили уголовное дело в отношении председателя райгосадминистрации в Хмельницкой области, который вымогал за 4 га земли 120 тыс. долларов. Правда, после торга сбросил 10 тысяч. Он задержан, решается вопрос об аресте. Нас иногда критикуют, что мы бьем только по низам, но кто имеет непосредственный доступ к земле? Председатели сельсоветов, главы райадминистраций.

- А каким образом мэр Партенита, получивший самую крупную взятку в истории Украины - 5 млн 100 тысяч долларов, оказался на свободе, а не в камере СИЗО?

- Объясняю, что бы вы не думали, что в этом деле есть какие-то хитросплетения или злоупотребления. У нас заканчивался срок его заключения под стражу и не по вине следователя, а по вине затянувшейся фоноскопической экспертизы. Мы вынуждены были его освободить на подписку о невыезде. Сейчас расследование закончено, обвиняемый уже знакомится с делом, и оно пойдет в суд. И я уверен, что будет вынесен обвинительный приговор.

- А есть ли гарантия, что он сейчас, исполняя обязанности мэра, не берет взятки?

- Ну, этого я вам не могу сказать. Это к оперативным службам надо обратиться.

- Депутат Анатолий Гриценко требовал провести проверку использования госимущества, в частности дач госслужащих. Вы уже этим занялись?

- Запрос от Гриценко только поступил. Он приобщил к запросу фотографии дач ряда высокопоставленных чиновников, других лиц. В ближайшее время решим, кто будет проверять - Генпрокуратура или же Госуправделами, - это больше в их компетенции.

- Судья Зварыч собирался подавать на вас иск в суд о защите чести и достоинства. Вам уже пришла повестка?

- Да, он собирался судиться и со мной, и с президентом, и еще со многими. Но меня в суд пока не вызывали. Как только повестку получу, сразу же вам сообщу.